Психологические особенности детей с нарушениями зрения

Психологические особенности детей с нарушениями зрения

Психологические особенности детей с нарушениями зрения

В настоящее время воспитание детей с нарушенным зрением представляет собой сложную проблему. Из-за ограниченного зрительного восприятия мира, а также недостатка поступления информации о свойствах различных предметов, слабовидящие детки имеют присущие только им особенности развития, которые обусловлены своеобразным ходом физического и психологического развития.

С самого раннего возраста слепым и слабовидящим детям требуются специальные мероприятия, которые направлены на формирование специальных компенсирующих механизмов мироощущения, а также на профилактику других отклонений в развитии. Не секрет, что нарушение зрения весьма сильно влияет на психическое развитие ребенка. Нередко дети страдают аутизмом, задержкой речи, нарушением интеллектуальной сферы и так далее.

Решение этих проблем в условиях дошкольного учреждения предполагает проведение специальных мероприятий, направленных на интеграцию слабовидящего ребенка в общество, а также на адаптацию психического и социального развития к тяжелым условиям внешней среды. От этих мероприятий зависит как качество личной и общественной жизни, так и дальнейшая учебная деятельность.

Проблема исследования психологических особенностей детей с нарушением зрения актуальна тем, что в последнее время все больше детей рождаются с нарушениями зрения. Поэтому важность изучения данной темы очевидна.

Органические расстройства зрительного анализатора, нарушая социальные отношения, изменяя статус ребенка со зрительной недостаточностью, провоцируют возникновение у него ряда специфических установок, опосредованно влияющих на психическое развитие ребенка со зрительной депривацией.

Неудачи и трудности, с которыми ребенок сталкивается в обучении, в игре, в овладении двигательными навыками, пространственной ориентировке, вызывают сложные переживания и негативные реакции, проявляющиеся в неуверенности, пассивности, самоизоляции, неадекватном поведении и даже агрессивности.

Целью курсовой работы является рассмотрение психологических особенностей детей с нарушениями зрения.

Предметом курсовой работы является совокупность теоретических и практических аспектов диагностики развития детей с нарушенным зрением.

Объектом курсовой работы является дошкольное образовательное учреждение №18 ст. Новомалороссийской, Выселковского района Краснодарского края.

Задачами курсовой работы является:

– изучение особенностей нарушения зрения у детей;

– анализ интеллектуально-познавательной сферы развития дошкольников с нарушенным зрением;

– изучение психологических особенностей детей с нарушениями зрения;

– исследование особенностей развития детей с нарушенным зрением на примере ДОУ №18.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

1.1. Нарушение зрения у детей: причины, классификация

Нарушения зрения в дошкольном возрасте весьма разнообразны по клиническим формам, этиологии, патогенезу, степени выраженности дефекта и структуре нарушенных функций.

Основной контингент детских садов специального назначения составляют дети с амблиопией и косоглазием.

Нередки и такие формы зрительной недостаточности, как близорукость, дальнозоркость, близорукий и дальнозоркий астигматизм. [4, с.34]

У преобладающего большинства дошкольников указанные нарушения – врожденные.

В некоторых случаях зрительная недостаточность развивается на фоне других аномалий центральной нервной системы, обусловленных травмами мозга, антенатальной интоксикацией, последствиями перенесенных органических заболеваний центральной нервной системы.

Характерная особенность детей со зрительной неполноценностью – вторичные отклонения в психическом и физическом развитии. Природа этих вторичных нарушений так же разнообразна, как и первичных.

Многообразие форм аномалии зрения и вызванных ими вторичных отклонений требует индивидуального подхода к каждому ребенку, специфики необходимых лечебно-восстановительных и коррекционно-педагогических мер. В связи с этим особую важность приобретает дальнейшее совершенствование дифференциальной диагностики.

Серьезность вторичных отклонений развития и степень их обратимости во многом зависят от того, в каком возрасте произошло нарушение зрения. Многочисленными психологическими исследованиями установлено, что зрительное восприятие очень рано, уже со второго-третьего месяца жизни ребенка, начинает оказывать влияние на ход его психического развития.

В норме уже в первые дни жизни у новорожденного появляется зрачковая реакция на свет. Со временем амплитуда ее увеличивается: так, к концу первого месяца она равна 0,9 мм, к концу первого года – 1,4 мм, в два года – 1,9 мм. Через несколько недель жизни можно отметить связь между сужением зрачка, конвергенцией и аккомодацией.

В это же время под воздействием света изменяются ориентировочные движения головы и глаз новорожденного. [5, с.78]

С первых месяцев жизни появляется и цветоразличение, а в два года детям доступно уже восприятие зеленого и красного цвета. У младенцев в двух-трехнедельном возрасте можно наблюдать установочные движения глаз, сопровождающиеся порою движением головы в направлении взора. Развивается фиксация взора.

В первое время она еще неустойчива. С возрастом у ребенка растет способность фиксировать все более отдаленные объекты.

Так, лежащий на спине месячный младенец в течение 5-7 секунд сосредоточивает взор на блестящем предмете, удаленном от него на 0,5-1 м, а двух-трехмесячный – на предмете, удаленном на 2-3 м.

Рано возникает у новорожденных и ориентация в направлении движений руки. В двухнедельном возрасте отмечается прослеживание глазами горизонтального, а в двухмесячном – вертикального расположения предметов. Хорошо известно, что зрительная система развивается в тесном взаимодействии с другими сенсорными системами.

Наибольшее значение имеет связь зрения с осязательным и слуховым восприятиями. В течение второго месяца жизни возникает сложное взаимодействие между движениями рук и глаз новорожденного: рука действует как орган осязания, глаза следуют за ее движениями. В трехмесячном возрасте появляются зрительные реакции, прослеживающие контур воспринимаемой, формы предметов.

Зрение играет ведущую роль в реализации движений ребенка при манипуляции предметами. Образование зрительных системных связей оказывает положительное влияние на формирование зрительного внимания, зрительной памяти и других высших психических процессов.

На последующих этапах развития младенца с участием зрения образуются сложные зрительно-слуховые, зрительно-тактильные, зрительно-двигательные и другие системные связи.

Таким образом, та ведущая в развитии ребенка роль, которая, согласно результатам многих исследований, в течение первых месяцев жизни новорожденного сохраняется за осязанием, мышечным чувством, кинестезией, слухом, на четвертом-пятом месяце переходит к зрению.

Нарушения зрительной системы наносят огромный ущерб формированию психических процессов и двигательной сферы ребенка, его физическому и психическому развитию.

В связи с этим особое значение приобретает возможно более раннее выявление аномалий развития ребенка, позволяющее путем хирургического и своевременного медицинского вмешательства, консервативного, восстановительного лечения и коррекционно-воспитательной работы исправить, восстановить первично нарушенные функции зрительной системы при обратимых дефектах и предупредить возникновение вторичных отклонений в развитии.

Различаются внутрисистемные отклонения, не выходящие за рамки функциональных нарушений той или иной сенсорной системы, и межсистемные, затрагивающие деятельность многих функций организма. Остановимся на особенностях того и другого типа отклонений в развитии детей с аномалиями зрения, в частности с такими его распространенными в дошкольном возрасте формами, как амбиопия и косоглазие.

Нарушение зрения в дошкольном детстве, когда еще не все функции зрительной системы сформировались, отрицательно сказывается, прежде всего, на остроте центрального зрения.

Этот дефект затрудняет последующее формирование периферического и бинокулярного зрения, приводит к недоразвитию или нарушению глазодвигательных функций, затруднят фиксацию взора, связанную с развитием функции адаптации.

У многих детей с глубокими нарушениями зрения встречаются аномалии цветовосприятия.

Снижение остроты центрального зрения, как правило, более выражено на одном глазу. Такого рода особенность негативно отражается на формировании бинокулярного зрения, глазомерной оценки, приводит к затруднениям в установлении пространственных связей и отношений между предметами. Отмечаются недостатки прослеживающих функций, что нередко бывает обусловлено сужением поля зрения.

Своевременное медицинское вмешательство позволяет предупредить возникновение и развитие внутрисистемных нарушений зрения. Необходимо, однако, заметить, что действительно эффективная нормализация его функций становится достижимой лишь в условиях сочетания медицинской и педагогической работы.

Изучение возрастных особенностей физического развития дошкольников со зрительной недостаточностью показало, что в принципе возрастная периодизация в формировании двигательных функций сохраняется и при нарушениях зрения. Но в условиях выраженности дефекта развитие некоторых из этих функций затягивается во времени.

Успешное их формирование может быть обеспечено на полисенсорной основе, компенсаторной по своему характеру, когда в регуляции и самоконтроле движений наряду со зрением участвуют слуховая, тактильная, мышечная, вибрационная и другие виды чувствительности.

По мере овладения двигательными умениями полисенсорная основа сужается, становясь моносенсорной или бисенсорной. [7, с.74]

У детей дошкольного возраста с нарушением зрения, по сравнению с нормально видящими сверстниками, чувственный опыт беднее; меньше и набор «мерок», хранящихся в памяти эталонных образов.

Однако по мере накопления знаний и опыта в условиях специально направленного педагогического воздействия такие дети даже при очень низкой остроте зрения овладевают приемами и способами «видения» существенных свойств предметов и явлений.

При восприятии объекта они подмечают его основные смыслоразличительные признаки, научаются воссоздавать образы за счет «внутреннего» зрения, с помощью воображения восполняя пробелы сенсорного опыта. [15, с.97]

1.2. Интеллектуально-познавательное развитие дошкольников с нарушением зрения

Слабовидящий или слепой дошкольник, как и всякий ребенок, развивается, накапливает жизненный опыт, в соответствии со своими возможностями он приспосабливается к жизни, готовится к ней. От родителей и педагогов зависит, насколько он разовьет свои возможности и насколько активно и творчески он сможет участвовать в жизни общества.

Многочисленные эксперименты опровергли утверждение о наличии функциональных отличий мозга ребенка с дефектом органов зрения от мозга нормально видящего ребенка. Но все же развитие слепых и слабовидящих детей несколько отличается от развития ребенка с нормальным зрением.

Часто у детей с патологией органов зрения наблюдается немного замедленное развитие, что вызвано меньшим и несколько бедным запасом представлений, недостаточной упражняемостью двигательной сферы, ограниченностью в овладении пространством, а самое главное – меньшей активностью при познании окружающего мира.

Периоды развития слепых и слабовидящих детей не совпадают с периодами развития зрячих, они более длительные по времени. Эта особенность развития детей с нарушением зрения обусловлена тем, что им приходится вырабатывать свои способы познания мира, которые часто не свойственны нормально видящим школьникам.

Зная эти особенности детей с дефектом зрения и их причины, нужно говорить о создании благоприятных условий для их правильного развития как в школе, так и вне школьных занятий с целью предотвращения возможных вторичных отклонений, так как известно, что при неправильной организации воспитания и обучения страдают познавательные процессы ребенка (такие, как восприятие, воображение, память, наглядно-образное мышление), наблюдаются отклонения в эмоциональном и интеллектуальном развитии, в развитии речи и моторики, что, в свою очередь, ведет к снижению эффективности учебного процесса.

Таким образом, правильное построение процесса обучения и воспитания как в школе, так и в семье, использование рационально подобранных методов и приемов, включение ребенка в полноценное общение, совместная деятельность и взаимопомощь педагогов и родителей в данном направлении позволит избежать подобных отклонений и значительно повысить уровень усвоения учащимися школьных знаний.

Одна из причин низкой эффективности учебного процесса – пассивность, отсутствие самостоятельности у ребенка с нарушением зрения в освоении окружающего мира. Часто такая позиция ребенка является результатом неправильного отношения к ребенку в семье и в школе.

Чрезмерное сочувствие, опека, создание щадящего режима, ограничение деятельности таких детей приводят их к неверию в свои силы, осознанию себя инвалидом, отсутствию интереса и активности к познанию, без чего успешное обучение невозможно.

Относитесь к ребенку как к равному, поощряйте его самостоятельность, формируйте у него активную жизненную позицию, веру в себя и свои силы.

Часто у детей с нарушением зрения наблюдается низкий уровень физического развития. Следует отметить, что нарушение осанки у слепых и слабовидящих школьников составляет 59 %, тогда как у детей с нормальным зрением – 18 %.

Значительно больше у первых и число простудных заболеваний.

Исследования врачей и физиологов давно доказали, что общее развитие детей и подростков, правильное функционирование у них всех систем и органов происходит лишь при достаточном количестве движений.

Источник: https://www.myunivercity.ru/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9_%D1%81_%D0%BD%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%D0%BC%D0%B8_%D0%B7%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F/315071_2863047_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B01.html

Психологические особенности слабовидящих детей

Психологические особенности детей с нарушениями зрения

Психологические особенности каждого ребенка изменяются в зависимости от возраста, окружения, состояния здоровья. У детей с какими-либо физическими недостатками они носят особый характер. Поговорим о том, какие психологическое особенности имеют дети и подростки с нарушениями зрения и как себя должны вести педагоги и родители по отношению к ним.

Адаптация слабовидящих детей: как повлиять?

Сразу отметим: по результатам многочисленных экспериментов можно сделать вывод о том, что у детей с нарушениями зрения мозг функционирует так же, как и у здорового ребенка. Тем не менее для таких детей характерны свои психологические особенности и некоторые сбои в развитии.

Как правило, у детей с патологиями зрения развитие несколько запаздывает, и связано это по большей мере с малым запасом представлений о мире, ограниченными возможностями освоения пространства, недостаточной двигательной практикой, а главное — с пониженной активностью знакомства с миром.

Развитие ребенка с нарушениями зрения несколько затягивается, требует больше времени. Это происходит потому, что таким ребятам необходимо искать собственные методы познания окружающего мира, порой сильно отличные от методов нормально видящих детей.

Осознавая эти проблемы, нужно думать о том, чтобы дети с нарушениями зрения получили возможность развиваться в комфортных для них условиях, способствующих этому процессу, причем как в школьных и дошкольных учреждениях, так и за их пределами. Это важно для того, чтобы предотвратить появление отклонений вторичного характера: например, сбоев в развитии познавательных процессов, эмоциональном и интеллектуальном развитии.

Таким образом, налаживание процесса обучения и воспитания детей с нарушениями зрения и подбор эффектных методик, учитывающих психологические особенности, поможетт добиться включения таких детей в полноценное общение, предотвратить развитие отклонений, повысить уровень знаний.

Чем отличаются слабовидящие дети от обычных?

Отличия детей младшего возраста с нарушениями зрения очевидны.

  1. Нарушения координации: дефицит движений, неуверенность и отсутствие целенаправленности.
  2. Ограниченный зрительный контакт: ребенок не ищет встречи с глазами собеседника, не применяет жесты для общения.
  3. Речевой контакт ограничен — налицо задержка речевого развития, а также признаки вербализма у детей старшего возраста.

Таким детям нужно гораздо больше времени, чтобы выполнить задания, в силу определенных сложностей с восприятием информации и проблем в процессе организации собственной деятельности.

Именно поэтому они испытывают чувство неуверенности в собственных силах, ищут поддержки у взрослых. Многие из них нуждаются в дополнительной стимуляции концентрации внимания, постоянных подбадриваниях.

Это помогает детям справиться с нерешительностью и преодолеть скованность.

Различия слабовидящих детей

Дети младшего возраста с нарушениями зрения могут отличаться не только по степени нарушения друг от друга, но и по целому ряду других признаков:

  • утомляемости;
  • скорости усвоения информации;
  • работоспособности и пр.

Чаще всего на это влияют индивидуальные особенности, а также характер поражения зрения.

При этом неудивительно, что, имея один диагноз, посещая одну группу, дети могут иметь серьезные различия в плане интеллектуального и психологического развития.

В младшем школьном возрасте каждый пятый ученик с нарушениями зрения имеет задержки в развитии, к концу младшего школьного возраста это число увеличивается, и задержки можно диагностировать уже у каждого четвертого ученика.

Нарушения в эмоционально-волевой сфере

Дети с нарушениями зрения разной степени, как правило, имеют похожие психологические особенности. Чаще всего они ранимы и обидчивы, имеют склонность к конфликтам, не умеют расслабляться, не способны настроиться на одну волну с партнером по общению.

Такие дети играют в более простые игры, причем нуждаются в помощи, особенно на первых этапах. Большая часть из них не в состоянии сразу усвоить правила игры: они воспринимают информацию фрагментарно, поэтому не могут долго сохранять в голове образ сюжета.

Возникают у таких детей и некоторые сложности с предметными действиями, причем как в дошкольном, так и в младшем школьном возрасте.

Из-за недостатка опыта общения и ограниченной подвижности дети с нарушениями зрения имеют сложности с «языком тела» – пантомимикой: они плохо умеют пользоваться крупной моторикой для выражения эмоций и потребностей. В результате у них не всегда получается наладить контакт.

Слабовидящие дети стараются не пользоваться жестами, применяя их лишь в исключительных случаях при необходимости уточнения информации. Это связано с незрелостью средств невербальной коммуникации.

Кроме того, у них могут возникнуть проблемы с общением не только на расстоянии, но и вблизи – в связи с тем, что они просто не желают слышать партнера. С одной стороны, эти особенности имеют отношение к недостаточности восприятия, с другой же часто являются последствием чрезмерной опеки родственников.

Об особенностях старших дошкольников со слабым зрением

В старшем дошкольном возрасте, в период подготовки к школе, ребенок с нарушениями зрения сталкивается с трудностями восприятия, которые возникают вследствие смены деятельности с игровой на учебную. Итог — старший дошкольник становится замкнутым, хуже поддается воспитанию.

Анализ степени готовности дошкольника к учебе в школе проводится в подготовительных группах детских садов каждый год, в конце весны. По результатам анализа можно сделать вывод, что наиболее подготовленными являются дети с нарушениями зрения, посещающие специальные коррекционные дошкольные учреждения.

Тесты для проверки готовности детей могут носить следующий характер:

  1. Предлагается выявить закономерность.
  2. Даются задания для определения уровня развития логического комбинаторного мышления.
  3. Предлагается записать слова под диктовку для определения уровня развития фонематического слуха.
  4. Даются задания для определения развития тонкой моторики рук.
  5. Определяется уровень развития внимания и степени ориентации в пространстве.

Обычно большинство детей с легкостью выполняют предложенные задания, при этом сложности возникают, как правило, с тестовыми упражнениями для анализа комбинаторных навыков и при выполнении задач на соотношения.

Первые годы в школе: восприятие слабовидящих детей

Во многом самооценка школьника с нарушениями зрения будет связана с тем, какие эмоции у него этот дефект вызывал в дошкольном возрасте. Если он не придавал особого значения проблеме, то в первых классах школы ему будет проще найти контакт не только со сверстниками, но и с самим собой.

Но в большинстве случаев при поступлении в школу таких детей охватывают отрицательные эмоции, которые приводят к развитию кризиса самооценки. Школьники меняют позиции, по-другому начинают относиться к учителям, у них падает мотивация, ухудшаются отношения с одноклассниками.

В первые годы школы дети с нарушениями зрения практически безоговорочно доверяют учителю, не смея оспаривать его заключения.

К окончанию периода обучения в младшей школе ученик начинает понимать, что учебная деятельность в его жизни не является ведущей.

Он меняет отношение к учителю, которого считает не просто человеком, передающего знания, но и наставником, которого должны волновать проблемы детей не только в школе, но и в жизни.

Вот перечень признаков, которые характерны для учеников младшей и средней школы с нарушениями зрения в период обучения:

  • неспособность к обучению, не связанная со здоровьем, интеллектуальными или сенсорными факторами;
  • неспособность к построению отношений с учителями и одноклассниками;
  • неадекватное поведение и ухудшение самочувствия без видимых на то причин;
  • состояние подавленности и даже депрессии;
  • страх на физическом уровне перед школьными проблемами или учителями.

На фоне всего этого у детей развивается нежелание посещать школу, учиться, заводить дружбу с одноклассниками.

О роли взрослых в жизни слабовидящих детей

Огромное влияние на развитие детей с нарушениями зрения и их психологические особенности оказывают взрослые, принимающие участие в их обучении и воспитании. В дошкольном возрасте взрослый должен выступать в качестве равноправного партнера, выбирать игровые формы обучения, готовить детей к школе.

Помимо игрового метода с элементами обучения, важно придерживаться арт-терапевтического подхода, который, учитывая психологические особенности таких детей, будет способствовать формированию у них позитивного и гармоничного представления о мире.

Не менее важным является отношение родителей к особенностям детей, влияющее на их воспитание и отношения в семейном кругу. Излишнее волнение по поводу нарушений зрения и переоценка дефекта могут стать причиной развития чрезмерной опеки, что, в свою очередь, приведет к развитию эгоизма с упором на пассивную потребительскую ориентацию.

В то же время нельзя допускать и недооценки нарушения, что может привести к ничем не подкрепленному оптимизму детей и родителей, а также легкомыслию и утрате чувства реальности.

Чаще всего родители детей с нарушениями зрения оберегают их, жалеют, стараются выполнять любые капризы. Из таких детей, если не изменить линию поведения, в основном вырастают личности иждивенческого характера.

Пока дети маленькие, они не осознают до конца систему требований по отношению к себе. Со временем, в школьный период, они начнут следовать той программе, которую разработали для них взрослые. То есть требования родителей, учителей станут для них теми требованиями, которые они будут предъявлять к себе.

Сегодня достаточно много систем коррекции зрительных дефектов внедрены в учебных заведениях как дошкольного, так и школьного типа. Все они разработаны с одной целью: помочь детям с нарушениями зрения адаптироваться в обществе и, учитывая их психологические особенности, способствовать нормальному развитию основных сфер личности.

Влияние нарушений зрения на психику подростков

Для нормального формирования личности подростка ему необходимо быть полноправным членом общества, в котором приходится жить. Между тем особенности подростков с нарушениями зрения накладывают свой отпечаток на процесс формирования их личности.

Осознание наличия дефекта в большинстве случаев становится причиной возникновения у подростков целого ряда социальных установок нетрадиционного характера. При этом характерно, что статус психологического фактора нарушение зрения приобретает лишь после того, как подросток вступает в контакт с нормально видящими людьми.

Особенности личности подростков с нарушениями зрения

На основе анализа основных черт личности подростков, имеющих дефекты зрения разной степени, были сделаны выводы о некоторых свойственных им чертах. Как правило, большая часть подростков в этом случае отличаются:

  • излишней импульсивностью;
  • консерватизмом, граничащим с настороженностью;
  • тревожностью.

Нельзя приуменьшать при этом способности таких детей к адаптации в современном обществе.

Многим из них свойственны следующие черты: активный подход ко всему, с чем им приходится сталкиваться; любопытство; желание устанавливать и сохранять контакты, невзирая на противоречия; умение определять четкие цели и средства для их достижения, даже в неблагоприятных для этого условиях. Также они часто имеют собственное мнение и желание дискутировать на разные темы.

Достаточно часто подростки со слабым зрением демонстрируют общительный, открытый характер, реально оценивают ситуации, с которыми сталкиваются в жизни, отличаются зрелостью внутренних переживаний.

Уровень социально-психологической адаптации таких детей практически не отличается от уровня подростков без проблем со зрением, что говорит об их готовности интегрироваться в общество.

В заключение можно отметить, что коррекционная работа и комфортные социальные условия в процессе обучения и воспитания таких детей играют основную роль в успешной подготовке подростков к переходу во взрослую жизнь.

Можно предположить, что коррекционная работа и специальные условия для обучения и воспитания способствуют формированию подростка с дефектом зрения как зрелой и конструктивно ориентированной личности.

Вместе с тем нельзя не упомянуть тот факт, что из-за создания искусственных условий воспитания у многих детей развивается подверженность чужому мнению, недостаточность эмоционального контроля, которые могут оказать не самое благоприятное влияние на процесс их адаптации в обществе после окончания школы.

Одним из наиболее эффективных способов профилактики возникновения личностных нарушений у детей и подростков в период их социально-психологической адаптации считается постоянное нацеленное на результат и вместе с тем деликатное психологическое сопровождение.

Источник: https://rebenkoved.ru/psihologiya/psihologicheskie-osobennosti-slabovidyashhih-detej.html

Психологические особенности детей с нарушением зрения

Психологические особенности детей с нарушениями зрения

Психологические особенности детей с нарушенным зрением

Слабовидящие дети сильно отличаются друг от друга по состоянию зрения, работоспособности, утомляемости и скорости усвоения материала.

Как правило, для детей с нарушениями зрения характерны повышенная эмоциональная ранимость, обидчивость, конфликтность, напряженность, неспособность к пониманию эмоционального состояния партнера по общению и адекватному самовыражению.

Поведению детей с нарушениями зрения в большинстве случаев недостает гибкости и спонтанности, отсутствуют, или слабо развиты неречевые формы общения.

Для слабовидящих детей характерна большая неуверенность в правильности и качестве выполнения работы, что выражается в более частом обращении за помощью в оценке деятельности к взрослому, переводе оценки в вербальный коммуникативный план. Игры таких детей отличаются меньшей развернутостью по сравнению с играми обычных детей.

Первое, на что обращаешь внимание – не очень хорошо скоординированные, недостаточно целенаправленные, неуверенные движения. Есть дети очень подвижные, есть вялые и малоинициативные, есть с нормальной активностью – но почти не встречаются дети с хорошей координацией и достаточным объемом движений. 

Знакомимся дальше – контакт глазами, общение жестами – ограничен, или почти отсутствует. Речевой контакт организован лучше, но у детей трех – четырех лет в большинстве случаев – задержка речевого развития.

У детей постарше – часто встречаются признаки речевой расторможенности и вербализма (ребенок может очень много говорить об отвлеченных вещах, и не уметь ответить на конкретный вопрос об окружающем мире, составить простой рассказ по картинке).

Слабовидящие дети сильно отличаются друг от друга по состоянию зрения, работоспособности, утомляемости и скорости усвоения материала. В значительной степени это обусловлено характером поражения зрения, происхождением дефекта и личными особенностями детей.

Нарушения в эмоционально-волевой и коммуникативной сферах, как и поведенческие нарушения встречаются примерно у половины воспитанников. Как правило, для детей с нарушениями зрения характерны повышенная эмоциональная ранимость, обидчивость, конфликтность, напряженность, неспособность к пониманию эмоционального состояния партнера по общению и адекватному самовыражению.

Нарушения зрения связаны также с трудностями двигательного развития: отсутствие стереоскопического восприятия, монокулярный характер зрения у детей с амблиопией и косоглазием снижает двигательную активность детей.

Имея меньшую подвижность и малый опыт общения, они плохо ориентируются в элементах выразительных движений тела и плохо используют крупную моторику для выражения своих чувств, желаний, тем самым не создают для себя систему двигательных образов, отражающих отношение к объектам и субъектам коммуникаций, не имеют четких образов выражения своих чувств в пантомимике. Вследствие этого и возникает непонимание языка пантомимики у других и трудности собственных коммуникаций.

Поведению детей с нарушениями зрения в большинстве случаев недостает гибкости и спонтанности, отсутствуют, или слабо развиты неречевые формы общения.

Для них характерны стереотипии, косная привязанность слова к образу одного конкретного предмета или явления тормозит деятельность воображения, мешает использованию слов и понятий в нестандартных ситуациях, комбинировать и создавать новые образы.

В результате в содержании придуманных детьми рассказов мало своих собственных сюжетов. В основном в них представлены картины и отрывки из известных сказок и рассказов. Но и они страдают стереотипностью, малой вариативностью, отсутствием целостности; слабо проявляется эмоциональность, оригинальность и законченность повествований.

Представления о внешнем облике, об эмоциональных проявлениях формируется у этих детей на основе зрительного восприятия. Ведь мимикой и пантомимикой дети овладевают по зрительному подражанию взрослым.

Почему же мы решили заострить сегодня ваше внимание на мимике и пантомимике? Начать хотелось бы с одного реального случая: «Один из незрячих рассказывал мне, что ему было очень стыдно за свой поступок в школе, и он сильно переживал.

Воспитательница этого не понимала, она кричала: “Ты еще улыбаешься?! Ты еще смеешься?! Наглец! Я бы на твоем месте сквозь землю провалилась!”. “Мне было очень стыдно, я и не думал смеяться, но она не понимала меня, а мне было больно и обидно.

Только повзрослев, я узнал из книг, что по лицу зрячие “прочитывают” эмоциональные состояния, и понял, что внешние проявления моих чувств не соответствуют моему внутреннему состоянию. Примерно в аналогичные ситуации при общении со зрячими я попадал несколько раз и на работе.

Так что в области внешнего проявления эмоций пробел в моем воспитании есть. К сожалению, ни дома, ни в школе меня этому не учили”.

Когда и как формируются мимика и пантомимика?

Ко времени рождения ребенка мышцы лица, необходимые для выражения эмоций (мимики), уже достаточно развиты, хотя у детей раннего возраста они, конечно, отличаются по возможностям выражать эмоции от мышц лица взрослого. Однако врожденной готовности мышц к выражению эмоций недостаточно.

Дело в том, что неречевым средствам общения зрячие дети учатся по подражанию взрослым. Постепенно они не только начинают понимать эмоции окружающих, но и сами проявляют их правильно, т. е. в соответствии с общепринятыми в данной культуре нормами. Приблизительно к шести годам нормально развивающийся ребенок овладевает языком лица (мимикой).

Овладение жестами и позами продолжается и в подростковом возрасте.

При нормальном развитии ребенка связь неречевых средств общения с речевыми формируется к 7 годам. Всем формам коммуникации дети учатся, как было сказано выше, через непосредственное общение с взрослыми в процессе подражания им. Причем многие родители интуитивно понимают, что надо специально использовать различные ситуации, чтобы ребенок научился понимать эмоции другого человека.

Вспомните, как родители демонстрируют ребенку боль, когда малыш царапается, кусается, дерется — одним словом, проявляет агрессивность. Они хныкают или демонстративно плачут, закрывают лицо руками, но при этом приговаривают, что им очень больно и обидно.

В процессе таких демонстраций ребенок постепенно усваивает связь эмоционального состояния человека с внешними проявлениями этого состояния.

Умение владеть выразительными движениями предполагает тонкое понимание всех оттенков в выражении лица другого человека. При систематических упражнениях можно улучшить и мимику, и пантомимику.

А как же внешне проявляются эмоции у ребенка, который с детства не видит или имеет очень плохое зрение? Ведь мимикой и пантомимикой дети овладевают по зрительному подражанию взрослым.

Научные исследования показали, что зрение играет основную роль в процессе восприятия человека человеком и процессе общения людей.

При снижении зрения, а тем более при его отсутствии ребенок плохо видит или совсем не видит, какими эмоциями и неречевыми средствами обладает его партнер по общению (мама, папа, бабушка, дедушка и т. д.) и вообще окружающие люди.

Это ведет к тому, что он не может подражать эмоциям окружающих, усваивать нормы проявления тех или иных эмоций. Кроме того, при отсутствии ой информации (если человек молчит) ребенок с нарушением зрения не понимает эмоционального состояния тех людей, которые его окружают и с которыми он общается.

Как следствие, он не может традиционным способом (т. е. по зрительному подражанию) ни усваивать мимику и пантомимику, ни совершенствовать их, а значит, внешне правильно выражать чувства и свое отношение к окружающему. Следовательно, это как-то должно сказываться на формировании внешнего проявления эмоций у незрячих.

Действительно, ученые-тифлологи отмечают изменения во внешних проявлениях эмоций у слепых и слабовидящих. Выражаются они в:

  • ослабленности всех выразительных движений (кроме вокальной мимики), т. е. мимика вялая, бедная, маловыразительная. Причем степень ослабленности зависит от времени возникновения и глубины поражения зрения. Если ребенок потерял зрение до трех лет, его относят к слепорожденным, так как у него не сохраняются зрительные образы;
  • смазанности, упрощенности мимики и жестов. Иногда это достигает такой степени, что даже безусловно-рефлекторные выразительные движения, сопровождающие состояние горя, радости, гнева и т. д., проявляются в весьма ослабленном виде. Исключение составляют только оборонительные движения, сопровождающие переживание страха;
  • отсутствии мимики (амимичность лица). Без специальных занятий у многих инвалидов с детства на лице эмоции никак не проявляются. Их лица маскообразные. С одной стороны, у этих людей отсутствуют мимические морщины, но с другой — они остаются непонятными для партнеров по общению, некоторые из которых считают их (инвалидов) эмоционально непрошибаемыми;
  • неадекватности мимики тем эмоциям, которые инвалид на самом деле переживает. Например, человек может испытывать радость, а его лицо при этом может быть искажено страшной гримасой; он может испытывать страдание, а на лице при этом может быть совершенно легкомысленная блуждающая улыбка.

Источник: https://infourok.ru/psihologicheskie-osobennosti-detey-s-narusheniem-zreniya-1013596.html

Готовность к школе

К 7-ми годам у ребенка возникают трудности восприятия, обусловленные изменением ведущей деятельности с игровой на учебную: он “начинает замыкаться и становится неуправляемым”.

Диагностика готовности к обучению в школе проводится в подготовительных группах ежегодно в апреле-мае. Результаты обследования показывают, что дети, посещающие коррекционный детский сад, в основном хорошо подготовлены к школе, от 40 до 60 процентов детей имеют высокие показатели в данном тестировании. 

Методика включает в себя следующие тесты:

  • “Найди правило”. Выявляет умение найти закономерность. 
  • “Заселение дома”. Выявляет уровень развития логического комбинаторного мышления.
  • “Схематическая запись слов под диктовку”. Выявляет уровень развития фонематического слуха.
  • “Бессмысленные слоги”. Определяет сформированность тонкой моторики руки.
  • “Внимание. Ориентация. Количество» Выявляет уровень развития внимания, способность к ориентации в пространстве, сформированность представления о количестве.
  • “Приглашение в гости” – определяет уровень сформированности наглядно – схематического мышления, умения пользоваться правилом.

Чаще всего дети лучше справляются с заданиями на логическое мышление и фонематический слух, так же они хорошо с написанием бессмысленных слогов, и с заданиями на ориентировку. Трудности же, зачастую, возникают при выполнении теста “Заселение дома” (на комбинаторные умения) и в задании на определение количества, особенно на соотношение больше-меньше.

Количество детей с низким уровнем школьной готовности составляет обычно от 10 до 20 процентов от общего количества выпускников детского сада.

Кризис 7-ми лет, возникающий у нормально видящих детей, характеризуется тремя основными симптомами:

  • потерей непосредственности,
  • манерничанием,
  • симптомом “горькой конфеты”. 

Этот возрастной период связан с переходом к новой для детей ведущей деятельности – обучению. Изменение ведущей деятельностипредъявляет ребенку новые требования, которые он должен принять, выполняя функции ученика. Однако понимание и принятие необходимости новых требований еще не значит, что они влекут за собой их обязательное выполнение.

Если в дошкольном возрасте знания о своих особенностях зрения еще не вызывали глубоких отрицательных эмоций, то конец младшего школьного возраста и переход к среднему связан с кризисом самооценки.

У детей начинают преобладать отрицательные эмоции, возникающие как результат переоценки ценностей.

 Происходит изменение внутренней позиции ребенка, отношения к учению, его мотивации, отношения к сверстникам и учителю.

Если в первые годы обучения в школе мнение учителя не только принималось на веру, но и его требования считались непререкаемыми, то к концу младшего школьного возраста учебная деятельность теряет свое ведущее значение, а отношение к учителю подвергается строгой переоценке. Учитель становится не только носителем знаний – ребенку важно его отношение к ученикам и их проблемам в жизни.

Критерии, по которым выделяются дети с нарушением эмоциональной сферы среди слепых и слабовидящих (достаточно того, чтобы ребенок удовлетворял хотя бы одному из критериев):

  • неспособность учиться, которую нельзя объяснить интеллектуальными, сенсорными факторами и здоровьем ребенка;
  • неспособность успешно стоить межперсональные отношения с учащимися и учителями;
  • неадекватный тип поведения и самочувствия при нормальных условиях или обстоятельствах;
  • преобладающее общее настроение депрессии или чувствование себя несчастным;
  • тенденция к развитию физических симптомов страха, связанных с персоналом в школе или школьными проблемами.

Важное место принадлежит взрослому, включающемуся в игру как равноправный партнер. Элементы обучения, включенные в игру, подготавливают детей к переходу и овладению учебной деятельностью. Наряду с игровыми методами необходимо использовать так же и арт-терапевтический подход, способствующий формированию целостного и позитивного представления об окружающем мире. 

Огромное значение имеет отношение родителей к дефекту ребенка и вытекающие из этого различные системы отношений в семье.

Переоценка нарушения зрения ведет к излишней опеке и способствует развитию эгоистической личности с преобладанием пассивной потребительской ориентации и негативных моральных качеств.

Недооценка дефекта ведет к неоправданному оптимизму и равнодушию, к легкомыслию и утрате чувства долга.

Родители же слабовидящего ребенка часто склонны излишне жалеть и оберегать его, спешат удовлетворять любые желания и капризы, воспитывая тем самым у него эгоизм и иждивенческие наклонности.

В раннем детстве ребенок субъективно не осознает систему требований к себе, но постепенно к концу дошкольного периода он начинает действовать по программе взрослых, т.е. она становится и его программой. Таким образом, требования, выдвигаемые учителем, становятся требованиями к себе самого ребенка.

В современном обществе разработанно большое количество систем коррекции и компенсации зрительного дефекта медико-психолого-педагогическими средствами, которые показали возможности детей с нарушением зрения достигать высокого уровня психического развития, преодолевая негативное влияние зрительного дефекта как на формирование сенсорной, так интеллектуальной и эмоциональной сфер личности. 

© 2013–2020, Eyes for me!

Источник: https://eyesfor.me/pediatric-ophthalmology/psycho-characteristics-children.html

Умный доктор
Добавить комментарий