Рекомендации по профилактике нарушений зрения Диагностирование нарушений зрения Коррекция зрения

Содержание
  1. Профилактика и коррекция нарушений зрения
  2. Профилактика нарушений зрения у взрослых и детей
  3. Профилактика нарушений зрения
  4. Правила работы за компьютером
  5. Питание и витамины
  6. Гимнастика для здоровья глаз
  7. Гигиена органов зрения
  8. Защита глаз
  9. Профосмотры у глазного врача
  10. Профилактика близорукости у детей
  11. Когда обратиться к врачу
  12. Рекомендуемая литература
  13. Левашов О. В. Зрение, мозг, движение. 2018.- 128 стр
  14. Гейден К. Рецепты для улучшения зрения. 2016.- 126 стр
  15. Храмова, Елена Тренинги и игры для глаз. – Ростов: Феникс, 2016. — 127 с. — (Медицина для вас)
  16. Копылева О.С. Советы и рекомендации ведущих врачей.- Москва: Эксмо, 2015.-192 с
  17. Медведев И.Б. Наука – о глазах: как возвратить зоркость : рекомендации врача с упражнениями. .- Москва: Эксмо, 2013.-112 с
  18. Стивен М. Биресфорд и др. Лечебные упражнения для глаз. Новейшие разработки Американского института зрения. Изд. Пупурри, 2013, 320 стр
  19. Дж. Барнс. Улучшение зрения без очков по методу Бейтса. Изд. Попурри, 2012, 160 стр
  20. Кислинская Т. Как восстановить и сохранить зрение у ребенка. Троицкая С. Практический курс коррекции зрения для взрослых и детей (комплект из 2 книг + DVD-ROM). Изд. Питер, 2011, 384 с
  21. Восстановление зрения. Лучшие методики от У. Бейтса и М. Корбетт до В. Жданова и М. Норбекова. Под ред. М. Смирнова. Изд. Вектор, 2010, 208 стр
  22. Лечебная гимнастика цигун для глаз (+ DVD). Изд. Феникс, Неоглори; 2009, 128 стр
  23. Демирчоглян Г. Г. Как сохранить и улучшить зрение. — Д.: Сталкер, 1997. – 320 с
  24. Цинн У., Соломон Г. Зрение, очки и контактные линзы: полное руководство для «очкариков». — СПб: Питер Пресс, 1996. — 416 с
  25. 2.5. Коррекция и профилактика нарушений зрения

Профилактика и коррекция нарушений зрения

Рекомендации по профилактике нарушений зрения Диагностирование нарушений зрения Коррекция зрения

Профилактика и коррекция нарушения зрения

Стульнева З.А.,

учитель коррекционной школы

Уважаемые коллеги! Мне хочется поделиться опытом работы ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ.

Глаза ребенка выполняют зна­чительную зрительную работу. От того, как соблюдаются правила гигиены, зависит и утомление ор­ганов зрения, и сохранение их полноценной функции на буду­щее.

Ученые и медики связывают нарушение зрения с общим состоянием организма. Разумеется, физи­ческие и психические нагрузки должны дозироваться с учетом возраста и подго­товленности ребенка.

Кроме того, рекомендуется включать в заня­тия специ­альные упражнения для глаз.

Вашему вниманию предлагаю несколько таких упражнений.

С целью смягчения неблагоприятных последствий воздействия фактора закрытых помещений и ограниченных пространств я использую зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий.

Занятие проводится на специальном плакате для офтальмотренажей по методике Базарного В. Ф.

Цвета соответствуют следующим требованиям: наружный овал – красный, внутренний – голубой, крест коричнево-золотистый, восьмерка – зелёным цветом.

Плакат размещается на сте­не напротив лица. Занятие заключается в поочередном обведе­нии указательным пальцем траекторий с одновременным сле­жением за ним органом зрения. А затем рисуют воображаемую диаграмму на потолке, но с большим размахом и с большей амплитудой движения. Плакат можно разместить и на потолке.

Есть несколько режимов выполнения данного тренажа, я вам предлагаю следующий. Кстати, упражнения выполняются только стоя, поэтому, пожалуйста, встаньте посвободнее и понаблюдайте за движущимися предметами. А я продолжу рассказ.

Кратность: примерно по 10-12 движений по каждой траек­тории (по “овалам”, по “восьмерке” и по “кресту”), мы сделаем по 4 раза.

Частота вы­полнения таких тренажей зависит от продолжительности пре­бывания детей в помещении, а также от характера зрительной работы.

Например: в процессе выполнения тонко­ координированных зрительных операций (чтение, рисование, письмо) рекомендуем выполнять упражнения через каждые 15-20 минут.

Специально проведенным исследованием установлено, что систематические занятия по схеме способствуют сниже­нию психической утомляемости, избыточной нервной возбуди­мости, агрессии. Такие занятия способствуют улучшению меж­личностных отношений в коллективе, росту доброжелатель­ности во взаимоотношениях, а также продолжительности и ка­честву сна.

Данный тренаж лучше выполнять после работы, которая требовала от детей приложения усилий, т.к. она прекрасно снимает напряжение, расслабляет, снимает психическую утомляемость и избыточную нервную возбудимость. Способствует доброжелательности, улучшает чувство гармонии и ритма, развивает зрительно-ручную координацию.

Комплекс № 1 по Базарному (выполняется стоя или сидя):

  1. Сделать глубокий вдох, наклоняясь вперед к крышке парты, выдох.

  2. Крепко зажмурить глаза, потом открыть.

  3. Руки на пояс, поворачивая голову в стороны, смотреть попеременно на правый и левый локоть.

  4. Смотреть на доску 2-3 секунды, затем на кончик пальца пред собой.

  5. Руки вытянуть вперед и, смотря на кончик пальцев, поднимать и опускать их.

  6. Держа указательный палец правой руки перед собой, проводить рукой слева направо.

Использую и режим непроизвольного зрительно-моторного “скольжения” по траекториям. Как показал опыт, ребенок периодически непроизвольно включается в такой самотренаж. Схема выполнена яркими цветными линиями, которые привлекают “на себя” наибольшее внимание из объектов учебной комнаты.

Упражнение «Восьмёрка» обеспечивает профилактику нарушений зрения и нервно-психического утомления, повышает стрессоустойчивость и тонус всех системорганизма.

Роль зрительного тренажера может выполнять «Бабочка на указке».

Можно выполнять гимнастику для глаз по такой таблице.

На занятиях и вне занятий провожу упражнения по методике Аветисова Э.С. для увеличения поля зрения, расслабления глазных мышц, расширения и полноты зрения, укрепления глазных мышц. Все упражнения способствуют улучшению зрения.

Упражнения по Э.С.Аветисову

1.Сомкнуть веки на 3-5 секунд, потом быстро открыть их.

2.Быстрое моргание 10-15 секунд.

3.Сомкнуть веки и указательными пальцами массировать круговыми движениями 1 минуту.

4.Сомкнуть веки и тремя пальцами слегка надавливать на глазные яблоки 1-3 сек.

Для повышения эффективности учебно-познавательного процесса использую сенсорно-координаторные тренажи, с помощью меняющихся зрительно-сигнальных сюжетов. Методика выполняется следующим образом. В четырех верхних углах размещаю образно-сюжетные изображения.

Это сцены из сказок, сюжеты пейзажей из природы, из жизни животных, цифры и т.д. Все вместе картины составляют единый сюжет. Средние размеры от 0,5 до 1 стандартного листа, а под каждой картинкой размещается в соответствующей последовательности одна из цифр.

Дети, находясь в свободном стоянии начинают живо фиксировать взгляд по команде на соответствующей цифре, картинке, цвете. Режим счета задается в случайной последовательности и меняется через 30 секунд. Общая продолжительность тренажа 1,5 минуты. Дети младшего возраста с огромным удовольствием выполняют повороты в прыжке с хлопком, это вызывает положительный эмоциональный всплеск.

Данный тренаж оказывает благоприятное влияние на развитие зрительно-моторной реакции, скорости ориентации в пространстве, а так же реакцию на экстренные ситуации в жизни. У них развивается зрительно-двигательная поисковая активность, а так же зрительно-ручная и телесная координация. Дети становятся зоркими, внимательными, и про них уже не скажешь, что они не видят дальше своего носа.

С этой же целью провожу следующие упражнения:

Для снятия напряжения и утомления при работе с компьютером провожу упражнения по следующему тренажёру.

Ваши глазки много поработали, а любая работа требует напряжения глазных мышц, глазам не­обходимо отдохнуть. Предлагаю упражнение «Пальминг».

Сядьте поудобнее, скрестив ноги. Соедините ладони перед грудью так, чтобы кончики пальцев были направлены вверх, и теперь сильно потрите ладони друг о друга, пока они не станут совсем тёплыми.

Теперь положите правую ладонь чуть наклонно на правый глаз, а левую ладонь — на левый глаз так, чтобы пальцы обеих рук скрещивались на лбу. Ладони прикрывают глаза лодочкой, чтобы была возможность спокойно моргать, но свет ни в коем случае не должен прони­кать в глаза!

Обопритесь локтями на стол. Следите за тем, чтобы по-прежнему было удоб­но, а затылок был полностью расслаблен.

Теперь, когда ваши глаза ощу­щают тепло ладоней, пошлите им ещё и свою улыбку и по­чувствуйте, как они при этом расслабляются.

Внимательно следите за своим дыханием, пусть оно будет свободным и непринужденным, и представьте себе, что с каж­дым вдохом ваши глаза впитывают тепло и покой, а с каждым выдохом — сбра­сывают напряжение.

Если хочешь, можешь считать, сколько раз ты вдохнул и выдохнул, а когда закончишь упражнение и отнимешь ладо­ни от глаз, некоторое время подержи глаза закрытыми. Пусть свет проникает в них через закрытые веки, и только затем, часто моргая, открой глаза. Сразу же после этого, подобно кошке, потянись, выпрямись и зевни.

Теперь внимательно посмотри вокруг. Быть может, сейчас ты видишь ярче и

чётче, чем прежде.

Хочется пожелать тем, кто начнет применять эти технологии: «Опыт ценнее любых учителей. Не переживайте, если у вас что-то не получится, не опускайте руки, попробуйте еще раз, и вы добьётесь успеха».

Источник: https://infourok.ru/profilaktika-i-korrekciya-narusheniy-zreniya-1836625.html

Профилактика нарушений зрения у взрослых и детей

Рекомендации по профилактике нарушений зрения Диагностирование нарушений зрения Коррекция зрения

Причины ухудшения зрительной функции разнообразны и часто обусловлены особенностями образа жизни современного человека. Сохранить нормальную остроту видения помогает своевременно проведённая профилактика нарушений зрения.

Чаще всего офтальмологические патологии развиваются на фоне следующих факторов:

  1. Регулярного перенапряжения глаз. Подобное состояние возникает при чересчур ярком или тусклом освещении, чтении в полумраке или во время движения, продолжительной работе за монитором компьютера, многочасовом просмотре телевизора.
  2. Врождённых аномалий зрительного органа. Такие патологии зрения развиваются в результате неправильного внутриутробного развития плода и не всегда проявляются сразу после рождения малыша.
  3. Возрастных изменений в организме. По мере естественного старения человека происходит нарушение аккомодации хрусталика, вызывающее появление пресбиопии (старческой дальнозоркости). Негативное явление нередко наблюдается у лиц, перешагнувших порог 45-летия.

Также к понижению качества зрения приводят травмы глазных яблок или головы, нарушения обменных процессов, отказ от использования солнцезащитной оптики, неполноценное питание, скудное витаминами и минералами. Возникновению офтальмологических патологий подвержены люди, болеющие сахарным диабетом, перенёсшие инсульт.

В детском возрасте нарушения зрения часто связываются с негативной наследственностью, недоношенностью, наличием таких серьёзных заболеваний как гидро- или микроцефалия, ДЦП.

Профилактика нарушений зрения

Под профилактикой офтальмологических патологий подразумевается комплекс специальных мероприятий, способствующих сохранению и поддержке нормальной зрительной функции. Основными мерами, помогающими предупредить быстрое ухудшение зрения, являются:

  • соблюдение правил работы с компьютером;
  • организация сбалансированного питания;
  • приём специальных витаминных комплексов;
  • регулярное выполнение упражнений для глаз;
  • тщательная гигиена органов зрения;
  • грамотная защита зрительного органа.

Своевременно выявить и пролечить нарушения зрения также удаётся благодаря регулярным медицинским осмотрам.

Правила работы за компьютером

Наибольший вред органам зрения наносится при многочасовом просиживании за компьютером. Для того чтобы максимально обезопасить глаза от негативного воздействия монитора, необходимо:

  1. Каждый полчаса делать перерывы, устремляя взгляд на 20-30 секунд в другом направлении. Для большего удобства существуют специальные приложения, напоминающие, когда требуется полезная для зрения пауза.
  2. Минимум дважды в течение дня выполнять глазную гимнастику, уделяя ей от 5 до 15 минут (противостоять зрительным нарушениям помогают круговые, горизонтальные, вертикальные движения, частые моргания, сведения глаз к носу и т.д.).
  3. Следить за правильным расположением монитора. Расстояние от него до глаз должно быть не менее 45 см. Максимально допустимая дистанция – 70 см. Верхний край монитора и глаза должны находиться на одинаковом уровне.
  4. Регулировать яркость экрана. Для зрения лучше всего, если она будет совпадать с уровнем освещения в комнате.
  5. При наборе текста выбирать шрифт 12-14 размера. Масштаб должен быть 100%.
  6. Избегать работы за компьютером в темноте. При таких условиях глаза подвергаются ненормированной нагрузке, результатами чего становятся их быстрая усталость и повышенная предрасположенность к зрительным нарушениям.

Дополнительную защиту органам зрения обеспечат специальные очки с антибликовым покрытием, а также глазные капли, подбираемые совместно с офтальмологом.

При наличии профессионального вреда для зрения, когда работа с монитором занимает по несколько часов ежедневно, должны ежегодно проводиться профилактические осмотры у глазного врача.

Питание и витамины

Чтобы обеспечить оптический аппарат всеми необходимыми ему веществами, необходимо правильно питаться и периодически принимать специальные комплексы для зрения. В рационе должны присутствовать легкоусвояемые продукты, богатые витаминными веществами:

  • свежая морковь;
  • петрушка;
  • шпинат;
  • рыба;
  • рыбий жир;
  • свёкла;
  • черника;
  • абрикосы;
  • тыква;
  • курага;
  • кукуруза;
  • плоды шиповника;
  • лесные и грецкие орехи;
  • морковный сок (лучше всего, в комбинации с петрушечным).

Чтобы противостоять развитию глазных нарушений, офтальмологи рекомендуют уделять особое внимание пище оранжевого и тёмно-зелёного цвета. Первая богата каротином, проявляет антиоксидантное действие. Тёмно-зеленые продукты содержат лютеин и зеаксантин, надёжно поддерживающие здоровье глаз.

Восполнить дефицит полезных веществ в организме также удаётся благодаря приёму специальных препаратов, содержащих витамины, минералы и микроэлементы.

Детям, подверженным развитию глазных патологий, назначают такие комплексы как «Слезавит» (с 3 лет), «Стрикс», «Стрикс-кидс» (после 4 лет), «Витрум Вижн Форте», «Доппельгерц Актив с лютеином и черникой» (в 12 лет и старше).

Чтобы замедлить возрастное нарушение зрения у взрослых и предотвратить негативные последствия, связанные с повышенными зрительными нагрузками, рекомендуется применение СуперОптика, Лютеин комплекса, Аевита, Черники Форте с лютеином и других подобных продуктов.

Гимнастика для здоровья глаз

Укреплять глазные мышцы, снимать напряжение и предупреждать заболевания органов зрения удаётся благодаря регулярной гимнастике. Ежедневно может выполняться несложный комплекс, состоящий из следующих упражнений:

  1. Зажмуриваний глаз в течение нескольких секунд. Движение повторяется от 7 до 8 раз.
  2. Вращений глазными яблоками поочерёдно влево и вправо. Процесс повторяется по 5 раз в каждую сторону.
  3. Быстрых морганий, занимающих не менее одной минуты.
  4. Чередований взгляда с кончика носа вдаль. Выполняют 5-7 раз.
  5. Устремления взора по очереди в каждый угол с неподвижной головой. Упражнение занимает около минуты.
  6. Разглядывания указательного пальца вытянутой руки в течение 4-6 секунд. Согнув, его приближают к кончику носа, затем начинают всё сначала. Требуется 5-6 повторов.

Проводить тренировки для зрения следует дважды-трижды в течение дня, посвящая им минимум 3-5 минут. Если гимнастика выполняется правильно, после неё в области глаз ощущается умеренное напряжение. Это свидетельствует об активной работе глазной мускулатуры.

Постепенно приведённый комплекс может расширяться, пополняться новыми эффективными пассами. При этом следует не забывать согласовывать их с офтальмологом.

Гигиена органов зрения

Ответственное отношение к личной гигиене – одно из важнейших условий сохранения глаз в здоровом состоянии. Предупреждению офтальмологических нарушений способствуют:

  • тщательное очищение лица перед сном;
  • наличие личного полотенца и отказ от использования чужого;
  • исключение прикосновений к глазам или их трения грязными руками;
  • использование уходовой и декоративной косметики для глаз, обладающей гипоаллергенными свойствами и выпускаемой надёжными марками.

Одной из частых причин воспаления глазных яблок бывает игнорирование правил ношения контактных линз. Чтобы исключить возможные нарушения зрения, их следует своевременно менять, хранить в чистом контейнере и обрабатывать качественной дезинфицирующей жидкостью.

Защита глаз

Чтобы предотвратить нарушения зрительной функции, необходимо обеспечивать органам зрения эффективную защиту от повреждений. Профилактике глазных патологий способствуют:

  1. Работа при достаточном освещении (умеренно-интенсивном, не слишком ярком или тусклом). На рабочее место свет должен падать сбоку, исключая появление теней.
  2. Использование солнцезащитных очков в ясные дни. Офтальмологи рекомендуют выбирать качественные изделия, имеющие уровень защиты от УФ-излучения не менее 400 нанометров, а также коричневые, серые или зелёные стёкла.
  3. Соблюдение чистоты в помещении. Следует постоянно бороться с пылью, регулярно проводить влажную уборку. В противном случае значительно возрастает риск развития конъюнктивита и других патологий, способных повлиять на уровень зрения.
  4. Отказ от нахождения в накуренных местах. Табачный дым содержит множество вредных веществ, вызывающих поражение глазных сосудов и раздражение слизистой оболочки. При постоянном воздействии никотина на глаза могут развиваться такие болезни, как катаракта, увеит, дегенерация жёлтого пятна, оптическая нейропатия и другие патологии, вызывающие нарушения зрения.
  5. Предупреждение травм головы и глазных яблок. Подобные повреждения способны спровоцировать кровоизлияния в глазницу, смещения глазных яблок, опасные изменения в области глазного дна, зрительного нерва и другие нарушения.

Представителям некоторых профессий нужно пользоваться специальными приспособлениями (очками, масками), предохраняющими органы зрения от попадания в них посторонних объектов, а также помогающими лучше видеть мелкие детали. К таковым принадлежат сварщики, сантехники, ювелиры, часовщики и другие.

Профосмотры у глазного врача

Профилактические осмотры у офтальмолога направлены на раннее выявление глазных патологий, их своевременное лечение и предупреждение опасных осложнений со стороны органов зрения. Диагностику должны проходить пациенты любого возраста, включая детей. Согласно действующим нормам, обязательно обследуются школьники 10, 15, 17 лет.

https://www.youtube.com/watch?v=4WhiKQOURO8

Офтальмологические обследования становятся особенно важными после наступления 40-летия. В этот период жизни у многих пациентов развиваются негативные процессы в области глаз, связанные с неизбежным старением организма.

При выявлении зрительных нарушений специалист выполняет следующие манипуляции:

  • проверяет уровень остроты зрения с помощью специальных таблиц;
  • проводит офтальмоскопию (изучение состояния глазного дна и сетчатки);
  • осуществляет тонометрию (определение показателей внутриглазного давления).

Если врач предполагает наличие у человека серьёзных нарушений зрения, основная диагностика может быть дополнена более информативными методами (УЗИ глаза, компьютерной томографией, магнитно-резонансной томографией).

В случае выявления глазных патологий на ранней стадии, доктор назначает больному наиболее подходящий способ лечения (очковую, линзовую коррекцию, применение специальных лекарственных и витаминных средств, аппаратные процедуры, занятия гимнастикой). Добросовестное отношение к медицинским предписаниям позволяет остановить прогрессирование нарушения, сохранить зрение и исключить необходимость проведения сложной операции.

Профилактика близорукости у детей

Согласно медицинской статистике, третья часть детей младшего возраста подвержены развитию нарушений зрения в виде близорукости.

Большинство специалистов советуют приступать к профилактике миопии ещё в дошкольный период. С этой целью рекомендуется принимать следующие меры:

  1. Давать малышу первые книги с крупными, чёткими иллюстрациями. Это поможет избежать чрезмерного напряжения органов зрения, которые пребывают в стадии своего активного развития.
  2. Следить за хорошей освещённостью детской комнаты, отказаться от экономии света. Небезопасно, если кроха будет играть с мелкими предметами или рассматривать картинки в тёмном помещении.
  3. Приучать писать или рисовать, сидя за столом, сохраняя правильную осанку. При этом нужно следить, чтобы дистанция между органами зрения и столом была не меньше, чем расстояние от детского локтя до кисти.
  4. Исключить просмотр телевизора в возрасте менее 3-х лет. Дети постарше могут находиться перед его экраном не дольше 30 минут подряд.
  5. Когда ребёнок начнёт читать самостоятельно, следить за тем, чтобы шрифт был крупным, а расстояние от книги до глаз было в пределах 33-35 см. Для сохранения здоровья органов зрения не стоит приучать кроху к чтению лёжа.
  6. Обеспечить растущий организм полноценным питанием. Чтобы предупредить нарушения зрения, важно включать в рацион продукты, богатые витаминами А, С, каротином, кальцием.

В течение первого года жизни ребёнка офтальмологи исследуют зрительный аппарат с определённой периодичностью (в 3, 6, 12 месяцев). Когда малышу исполнится год, проводится обследование, предусматривающее расширение зрачков и определение истинной рефракции.

Маленькие пациенты, входящие в группу риска по нарушениям зрения, нуждаются в более частых визитах к врачу. К таковым принадлежат дети, родственники которых страдают миопией, ретинопатией, а также малыши, рождённые преждевременно (недоношенные).

Когда обратиться к врачу

Существуют характерные признаки нарушений зрения, при появлении которых визит к врачу становится обязательным. Посетить офтальмолога и пройти обследование необходимо при наличии:

  • нечёткого видения предметов, расположенных на различных дистанциях от органов зрения (подобное явление говорит о различных заболеваниях – миопии, дальнозоркости, катаракте);
  • повышенного слезотечения, зуда, покраснения конъюнктивы (перечисленные признаки характерны для различных форм конъюнктивита);
  • временного затуманивания либо исчезновения зрения (при таких симптомах могут иметь место отслойка сетчатки или закупорка сосуда тромбом);
  • красноты, болезненности в глазу (в этом случае может иметь место начальная стадия глаукомы).

Если при ношении контактных линз присутствует постоянный дискомфорт, нечёткость изображения, глазное яблоко краснеет, следует также обратиться к врачу. Подобные явления возникают при повреждении роговицы и могут быть связаны с неправильным подбором оптики.

Предупредить нарушения зрения гораздо проще, чем бороться с уже имеющимся заболеванием. Используя основные способы профилактики офтальмологических патологий, можно долгие годы поддерживать глаза в здоровом состоянии и наслаждаться полноценным визуальным восприятием окружающего мира.

Хорошим дополнением к основным профилактическим мероприятиям станут регулярные занятия спортом. Особенно полезно практиковать плавание, бег, фитнес, езду на велосипеде. Необходимо учитывать, что прыжки в воду, поднятие тяжестей, единоборства могут вызвать разрыв или отслойку сетчатки.

Прежде чем заниматься подобными видами физической активности, следует получить одобрение врача.

Источник: https://oculistic.ru/info/profilaktika-narushenij-zreniya-rekomendatsii-vzroslym-i-detyam

Рекомендуемая литература

Рекомендации по профилактике нарушений зрения Диагностирование нарушений зрения Коррекция зрения

В пособии рассматриваются вопросы диагностики и развития зрительного восприятия у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Даются рекомендации по профилактике нарушения зрения.

В издании приводятся приложения тестов, таблиц, упражнений для проверки зрительных способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста с сохраненным и нарушенным зрением.

Пособие адресовано воспитателям, учителям, родителям, специалистам психолого-медико-педагогических комиссий, а также студентам средних и высших учебных заведений.

Левашов О. В. Зрение, мозг, движение. 2018.- 128 стр

В книге популярно, но с достаточной полнотой, описана работа зрительной системы, «зрительного мозга» и современные данные о функциональной межполушарной асимметрии. Более подробно изложены данные и теории нарушений чтения и письма (дислексии и дисгра-фии).

Книга рассчитана на восприятие широким кругом читателей, интересующихся работой мозга человек, включая студентов педвузов. В то же время книга будет полезна логопедам, дефектологам и педагогам, которые часто сталкиваются с проблемами нарушения чтения и письма, внимания и памяти у детей.

Эту книгу с интересом прочтут и родители, которые хотели бы узнать, как развивать когнитивные способности своих детей, что такое сенситивные периоды и что делать при их нарушениях.

Гейден К. Рецепты для улучшения зрения. 2016.- 126 стр

В вопросе сохранения зрения немаловажным условием является правильное питание. Ведь именно с пищей наш организм получает различные вещества, витамины и микроэлементы, необходимые для нормального функционирования.

В данной книге представлены рецепты блюд для укрепления зрения, которые можно приготовить в домашних условиях. Вы узнаете также о полезных продуктах и витаминах, улучшающих здоровье глаз. Книга заинтересует всех, кто намерен обратить серьезное внимание на собственное зрение.

Перед тем как использовать приведенные в книге рекомендации, желательно проконсультироваться с лечащим врачом.

Храмова, Елена Тренинги и игры для глаз. – Ростов: Феникс, 2016. — 127 с. — (Медицина для вас)

Зрение – один из показателей здоровья, который имеет большое значение для полноценной жизни.

Многие люди страдают от близорукости и дальнозоркости, глазных болезней, которые появились еще в детстве или с возрастом, а между тем можно сохранить и улучшить зрение с помощью различных тренингов и игр для глаз. Предлагаем вашему вниманию эффективные методы профилактики и лечения нарушений зрения.

Копылева О.С. Советы и рекомендации ведущих врачей.- Москва: Эксмо, 2015.-192 с

Знаменитый офтальмолог Уильям Бейтс писал, что многие заболевания глаз связаны прежде всего с неправильной работой глазодвигательных мышц: нужно поддерживать их в тонусе и при этом регулярно расслаблять.

Основываясь на идеях Бейтса, известный российский офтальмолог Олег Панков разработал систему восстановления зрения. Его идеям сегодня следуют многие прогрессивные врачи, которые делают все возможное, чтобы их пациенты избежали операции на глазах.

В этой книге вы найдете информацию о современных методах лечения близорукости, дальнозоркости, катаракты, глаукомы, отслойки сетчатки и других заболеваний, эффективные тренинги для глаз.

• Питание, восстанавливающее зрение Очки и линзы: как не испортить зрение при их использовании• Близорукость, катаракта, глаукома, отслойка сетчатки: как это лечат сегодня• Как избежать операции на глазах Альтернативные методы лечения

ВЕДУЩИЕ МЕДЦЕНТРЫ, ГДЕ ЛЕЧАТ ЗАБОЛЕВАНИЯ ГЛАЗ, В МОСКВЕ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Медведев И.Б. Наука – о глазах: как возвратить зоркость : рекомендации врача с упражнениями. .- Москва: Эксмо, 2013.-112 с

Компьютеры и мобильные устройства, городской ритм жизни и стрессы дают непосильную нагрузку на глаза. В книге-справочнике собрана самая современная и полезная информация о 24 глазных болезнях и даны особые рекомендации по питанию для здоровья глаз.

Кроме того, вы можете составить индивидуальный оздоровительный комплекс, выбирая из 78 упражнений, помогающих при близорукости, дальнозоркости, а также усталости глаз.

Благодаря рекомендациям ведущего офтальмолога России вы сможете надолго сохранить зрение, а при необходимости точно будете знать, когда надо обратиться к офтальмологу и какие вопросы ему задать.

Стивен М. Биресфорд и др. Лечебные упражнения для глаз. Новейшие разработки Американского института зрения. Изд. Пупурри, 2013, 320 стр

Видные офтальмологи США, учёные и практики, объединили свои знания и опыт, составив и многократно клинически испытав программу из 20 упражнений, обеспечивающую пациентам безопасный и скорый путь к улучшению зрения без применения медикаментозных, а также хирургических методов лечения и с отказом от корректирующих стёкол. В книге подробно описаны программа (она рассчитана примерно на тридцать дней) и проблемы, для избавления от которых её может использовать любой из широкого круга заинтересованных читателей (конечно, после обязательной консультации со своим доктором).

Дж. Барнс. Улучшение зрения без очков по методу Бейтса. Изд. Попурри, 2012, 160 стр

Вы носите очки? Но вполне возможно, что в этом нет никакой необходимости. Кроме того, ваше зрение может постепенно ухудшаться, и с годами вам будут необходимы более сильные линзы.

С помощью метода Бейтса, представленного в этой книге, 75 процентов людей смогли добиться значительного улучшения зрения, а некоторые – даже отказаться от очков.Для того чтобы применять данный метод, не нужны ни специальные знания, ни специальные принадлежности.

Все, что нужно, вы найдете в этой книге, в том числе набор проверочных таблиц и описание упражнений, которые помогут вам совершенно безопасным и естественным путем “переучить” свои глаза.Выполняя предложенные упражнения всего полчаса в день, вы значительно повысите свои шансы на успех.

Метод Бейтса эффективен при таких распространенных нарушениях зрения, как близорукость, дальнозоркость, астигматизм и “старческое зрение”.

Тысячи людей, использующих эти приемы, в том числе сам автор, ныне обходятся без очков. Для широкого круга читателей.

Кислинская Т. Как восстановить и сохранить зрение у ребенка.
Троицкая С. Практический курс коррекции зрения для взрослых и детей (комплект из 2 книг + DVD-ROM). Изд. Питер, 2011, 384 с

Татьяна Кислинская — детский психолог, педагог, автор уникальных развивающих курсов — представляет игровую методику сохранения и восстановления зрения у детей.

Каждый день для ребенка — своеобразное путешествие с массой интересностей и неизвестностей, нагрузок и перегрузок. Глазки малышей — тем более школьников! — ежедневно переутомляются.

В результате к окончанию школы только один из десяти выпускников имеет отличное зрение.

Что делать? Играть! Веселые игры, развивающие занятия и расслабляющие упражнения помогут не только сохранить, но и восстановить зрение ребенка.

Главное — заниматься регулярно и при любом удобном случае, даже в дороге и на прогулке. Не забудьте запастись цветными карандашами, чтобы ребенок смог раскрашивать забавные картинки, одновременно осваивая упражнения.

Восстановление зрения. Лучшие методики от У. Бейтса и М. Корбетт до В. Жданова и М. Норбекова. Под ред. М. Смирнова. Изд. Вектор, 2010, 208 стр

В данной книге представлены более 20 методик, которые дают возможность противостоять потере зрения, “а также восстановить и улучшить его: упражнения для профилактики зрительного утомления и близорукости; упражнения по развитию аккомодационной способности глаз; упражнения для детей с дефектами зрения; для занятий при прогрессирующей близорукости и возрастной дальнозоркости: тренировки для глаз Э. Аветисова, высокоэффективная гимнастика «Зоркость» В. Утехина, комплекс упражнений для улучшения зрения Н. Исаевой; для преодоления амбиопии — потери зрения без видимых причин, — одной из самых распространенных глазных патологий. Кроме того, в книге подробно изложены лучшие методики восстановления и сохранения зрения классиков оздоровительной медицины: У. Бейтса, М. Корбетт, П. Брэгга, М. Норбекова, В. Жданова. Книга адресована широкому кругу читателей.

Лечебная гимнастика цигун для глаз (+ DVD). Изд. Феникс, Неоглори; 2009, 128 стр

Отзыв читателя
Книга и диск очень интересные и неимоверно удобные в применении))) упражнения легкие в исполнении! после упражнений, выходишь на улицу, и мир воспринимается ярче, гораздо четче!! а к вечеру, заметно меньше усталости глаз, да и всего тела тоже)) удивительно и интересно, что такие простые и оригинальные упражнения, а результат сказывается сразу же, после первого занятия!!

Демирчоглян Г. Г. Как сохранить и улучшить зрение. — Д.: Сталкер, 1997. – 320 с

В книге читатель найдет разнообразные эффективные оздоровительные методики (от самых старых до современных) сохранения и улучшения зрения без очков, без хирургического вмешательства и медикаментозных воздействий, а также ознакомиться с методиками самотестирования зрения в домашних условиях (включая тесты на наличие старческой и радиационной катаракты — помутнения хрусталика глаза). Приводятся иллюстрации для проведения визуальных тренировок (гимнастика для глаз) и оздоровительных процедур для взрослых и детей. Рассчитана на широкий крут читателей.

Цинн У., Соломон Г. Зрение, очки и контактные линзы: полное руководство для «очкариков». — СПб: Питер Пресс, 1996. — 416 с

Эта книга окажет реальную помощь не только тем, кто пользуется очками или контактными линзами, но и тем, кто, не имея проблем со зрением, хотел бы оставаться здоровьем и впредь.

В ней без излишних сложностей описаны современные метода коррекции зрительных нарушений и новейшие достижения в области офтальмологии и микрохирургии глаза.

Специальные разделы книги посвящены: проверке зрения, применению очков и контактных линз, практическим рекомендациям по лечению и профилактике глазных болезней.

Источник: https://www.medoptika.ru/menu-literatura.html

2.5. Коррекция и профилактика нарушений зрения

Рекомендации по профилактике нарушений зрения Диагностирование нарушений зрения Коррекция зрения

Физкультура

Люди с нарушенным зрением задумываются над тем, как сохранить остаточное зрение. В настоящее время существует много сберегающих технологий (Аветисов Э.С., Корбет М.Д., Демирчоглян Т.Г. и др.), которые имеют сходные и различные методики.

Мы же приводим некоторые из них, имеющие коррекционную и профилактическую направленность и позволяющие учитывать следующие аспекты: охрана остаточного зрения; особенности индивидуального развития ребенка; щадящий режим зрительной нагрузки; рациональное чередование физической нагрузки и отдыха, специальных упражнений для глаз в течение урока; использование специальных методов и приемов в обучении двигательным действиям; система требований, которые предъявляются к ребенку на данном этапе его жизни. Для улучшения аккомодационной способности глаза при близорукости часто используется упражнение «метка», которое можно проводить как в школе, так и в домашних условиях. Для выполнения этого упражнения на стекле на уровне глаз наносится метка диаметром 3—5 мм. Ребенок становится на расстоянии 30—35 см от оконного стекла и намечает вдали за окном какой-либо предмет, находящийся на линии, проходящей через метку на стекле. Зафиксировав взгляд на этом предмете, переводит затем его на метку на стекле, потом снова на предмет. Так повторяется несколько раз. Упражнение проводят два раза в день (Шкарлова СИ., Романовский В.Е., 2000). Хорошим средством для развития глазодвигательной функции является сбор фишек определенюго цвета (например, желтого), предварительно разбросанных по столу Для контроля фиксируется время выполнения задания. Полезно моргание через каждые 5 мин. О. Хаксли (1997) отмечает, что моргание — естественный способ «смазки» и очищения поверхности глаз. Оно способствует также расслаблению лицевых и лобных мышц (следует моргать без усилий, двигаться должны только веки, брови находятся в расслабленном состоянии). Напряженное состояние глаз отнимает 90% психической энергии человека (Корбетт М.Д., 1998). При интенсивной зрительной работе глазные мышцы напрягаются, выводя глаза из правильной центровки, и вслед за этим могут возникнуть головные боли. Поэтому следует чаще использовать упражнения на релаксацию, вспоминая при этом какие-нибудь приятные моменты, спокойную музыку (например, «Лунная соната» Л. Бетховена, «Олимпийская сказка» А. Пахмутовой и др.). При расслаблении боль и напряжение снижаются, нормализуется дыхание, столь важное для зрения. Есть и чисто психологические способы стимуляции зрения. Д.А. Уголев (2001) отмечает, что запахи елки, мандарина и ванилина благоприятно действуют на снятие психического напряжения. При обучении детей с нарушенным зрением можно использовать мяч с запахом ванилина, внутри которого находятся цветные шарики. У детей с недостаточностью зрения целесообразно развивать зрительные представления прр поворотах на 90°, 180°, анализируя изменение пространственных соотношений. Для формироваьия сенсорных эталонов у детей с нар/шгниями зрения Л.П. Григорьева (2000) предлагает использование эталонов: светлости, цвета, размера, формы и т. д. Например, для формирования эталонов цвета, автор рекомендует использовать набор прямоугольников размером 20 х 40 мм, состоящий из четырех максимально насыщенных цветов (красного, зеленого, синего и желтого); набор, состоящий из семи насыщенных цветов (красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового). Этими рекомендациями могут воспользоваться учителя массовых школ в коррекцноьных занятиях с детьми, имеющими нарушения зрения. Данная методика направлена на улучшение цветоразличимости и формирование целостных образов. Для развития зрительного восприятия при метании мячей, прыжках в длину и других упражнениях рекомендуется оценивать удаленность предметов в пространстве. При любой работе с мячом (метание на дальность, в цель, броски вверх, вниз и пр.) рекомендуется прослеживать его движение не только глазами, но и носом. После броска движения глаз сопровождают путь мяча, при этом постоянно меняется аккомодация хрусталика, улучшается восприятие постоянно меняющихся пространственных отношений. Это способствует расширению поля зрения, выработке глазомера, точности движений. При наличии сходящегося косоглазия полезны упражнения, предусматривающие броски мяча вверх, при расходящемся — вниз. Этим детям необходимо больше времени на рассматривание предметов и явлений, поэтому нужно сопровождать восприятие объектов словесным описанием, тогда они смогут более точно воспринимать и отражать окружающую действительность. JI. С. Выготский призывал учитывать зону ближайшего развития, т. е. индивидуальный уровень психического и физического развития ребенка, включая зону потенциального развития зрительных возможностей детей. Не только ребенок должен адаптироваться к окружающей среде, но и взрослые, воспитывающие ребенка, должны адаптировать окружающую среду к детям, учитывая особенности его развития, возможностей, интересов и потребностей. Тренировка глаз всегда была и остается актуальной. Своевременная профилактика снижает потерю зрения. Учителя, родители и сами учащиеся могут воспользоваться следующими рекомендациями при проведении упражнений для глаз: — все упражнения выполнять без очков; — упражнения выполнять спокойно, без какого-либо напряжения; — научиться расслабляться (полное физическое и психическое расслабление); — начинать тренировку лучше всего с простых упражнений, постепенно переходя к более сложным; — между упражнениями часто моргать глазами; — продолжительность занятий: начинать с 1—2 мин, постепенно увеличивая до 10 мин; — упражнения выполнять два раза в день. Г.Г. Демирчоглян (1996) для сохранения и улучшения зрения рекомендует выработать у ребенка следующие навыки: – моргать непрерывно, доведя это движение до автоматизма; – дышать легко и непрерывно; – смотреть на ближние и удаленные объекты, скоординировав деятельность психики и глаза; – возбуждать в себе интерес — во время рассматривания объекта путешествовать по нему; – воспринимать увиденное без усилия;

– часто закрывать глаза, чтобы давать им отдых.

Упражнения для развития устойчивости к утомлению (Цемирчоглян Г. Г, 1997)

1. И. п. — сидя. Крепко зажмурить глаза на 3—5 с, а затем открьпь их на 3—5 с. Повторить 6—8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаза. 2. И. п. — сидя. Быстрые моргания в течение 1 мин. Способствует улучшению кровообращения. 3. И. п. стоя.

1) Смотреть прямо перед собой 2—3 с; 2) поставить палец руки по средней линии лица на расстоянии 25—30 см от глаз; 3) перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3—5 с; 4) опустить руку. Повторить 10—12 раз. Упражнение снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии. 4. И. п.

— свдя 1) Смотреть прямо перед собой 2—3 с; 2) перевести взгляд на кончик носа на 3—5 с. Повторить 6—8 раз. Упражнение развивает способность продолжительное время удерживать взгляд на близких предметах. 5. И. п. — сидя. 1) Закрьпь веки; 2) массировать их круговыми движениями пальцев. Повторять в течение 1 мин. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение. 6. И.п.

— стоя. 1) Отвести правую руку в сторону; 2) медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево, не двигая головой, следить глазами за пальцем. Повторить 10—12 раз. Упражнение укрепляет мышцы глаз горизонтального действия и совершенствует их координацию. 7. И. п. — стоя.

1) Поднять правую руку вверх; 2) медленно передвигать палец полусогнутой руки сверху вниз и снизу вверх, не двигая головой, следить за пальцем. Повторить 10—12 раз. Упражнение укрепляет мышцы глаза вертикального действия и совершенствует их координацию. 8. И. п. — сидя. 1) Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко; 2) спустя 1—2 с снять пальцы с век.

Повторить 3—4 раза. Упражнение улучшав” циркуляцию внутриглазной жидкости. 9. И. п.

— сидя, голова неподвижна 1) Вытянуть полусогнутую руку вперед и вправо; 2) производить рукой на расстоянии 40—50 см от глаз медленные круговые движения по часовой стрелке и следить при этом глазами за кончиком пальца; 3) проделать то же упражнение, сменив правую руку на левую и совершая ею круговые движения против часовой стрелки.

Упражнение развивает координацию сложных движений глаз и способствует укреплению вестибулярного аппарата. Повторить 3—6 раз. 10. И. п. — сидя. «Пальминг». Быстро потрите ладони друг о друга в течение 5—10 с, положите теплые ладони на закрытые глаза. Длительность 20 с. Упражнение на расслабление.

С. Багайка (2001) при пальминге рекомендует не концентрировать внимание на глазах, а мысленно представить предметы, окрашенные в черный цвет (платье из бархата, черная шляпа и т. д.). Достаточно трех таких мысленных картин. Чем дольше вам удастся удерживать черное пятно, тем более эффективными окажутся упражнения.

Комплекс упражнений с мячом для лечения близорукости (по Э.С. Аветисову, Е.И. Ливадо, Ю.И. Курпан, 1996)

– И.п. — стоя. Держать мяч в правой руке. На счет «один-два» поднять руки через стороны вверх, потянуться — вдох, переложить мяч в левую руку; на счет «три» через стороны опустить — вьщох. Смотреть на мяч, не поворачивая головы. Повторить 6—8 раз. – И.п. — стоя. Держать руки с мячом впереди. Круговые движения руками.

Смотреть на мяч, дыхание произвольное. Повторить 6—8 раз в каждом направлении. – И.п. — стоя. Держать мяч впереди в согнутых руках. Сгибая ногу, коленом ударить по мячу. Повторить 8—10 раз каждой ногой. – И.п. — стоя. Держать мяч в правой руке.

На счет «раз» сделать мах правой ногой вперед-вверх, мяч из правой руки в левую переложить под ногой; на счет «два» опустить ногу; на счет «три-четыре» то же, перекладывая мяч из левой руки в правую под левой ногой. Повторить 8—10 раз каждой ногой.

– Бег на месте в среднем темпе (варианты: бег на прямых ногах, поднимая высоко колени или сильно сгибая ноги в коленных суставах так, чтобы пятками касаться ягодиц) в течение 1—2 мин с последующим переходом на ходьбу. – И. п. — сидя на полу, упор руками сзади, зажать мяч между стопами, ноги подняты.

Круговые движения ногами, смотреть на мяч. Повторить 8—10 раз в каждом направлении. – И. п. — лежа на животе, мяч сзади. На счет «раз» поднять руки с мячом, приподнять голову и плечи; на счет «два-три» держать; на счет «четыре» опустить руки. Повторить 8—10 paз.

– И. п.

— лежа на животе, кисти рук на полу у плеч, мяч сдавливать стопами. На счет «раз» согнуть ноги в коленных суставах, распрямить руки, прогнуться, головой постараться коснугьсч мяча; на счет «два» вернуться в и. п. Повторить 8—10 раз.

Улучшение зрения по методу У. Бейтса

Для лечения близорукости американский офтальмолог Уильям Бейтс (цит. по Г.Г. Демирчогляну, Школа здоровья глаз. — СПб., 1996. — С. 26) предлагает комплекс упражнений, который он разработал после ознакомления с методикой совершенствования зоркости индейцев.

Главной причиной ухудшения зрения Бейтс считает психогенное напряжение, сопровождающееся напряжением наружных мышц глаза, усилением увидеть, разглядеть удаленные предметы. По мнению Бейтса, нормальное зрение можно выработать полным расслаблением и с помощью следующих упражнений.

– Голова зафиксирована так, чтобы двигаться могли только глаза. В вытянутой руке — карандаш. По широкой амплитуде он двигается вправо, влево, вниз, вверх. Неотрывно следить за ним глазами.

– Встать у стены большой комнаты и, не поворачивая головы, быстро переводить взгляд из верхнего правого угла комнаты в левый нижний, из левого верхнего в правый нижний. Повторить не менее 50 раз. – Ноги на ширине плеч, руки на поясе. Резкие повороты головы вправо, влево. Взгляд направляется по ходу движения.

Выполнить 40 поворотов. – В течение 3 с смотреть на яркий свет, потом закрыь глаза рукой и дать им отдых. Повторить 15 раз. – Широко открыть глаза, сильно прищуриться, закрыть глаза. Повторить 40 раз. – Взглянуть в окно на очень отдаленный предмет и пристально рассматривать его в течение 10 с.

Перевести взгляд на свои наручные часы. Повторить 15 раз. Этот комплекс У. Бейтс рекомендует выполнять 2 раза в день в течение месяца, затем сделать перерыв на 2—3 недели, а потом начать все сначала. Такой режим работы глаз укрепляет мышцы,

тренирует и массирует хрусталики, улучшает кровообращение и питание глаз.

Профилактика травматизма

Систематический медицинский контроль и соблюдение мер по предупреждению травматизма на занятиях физкультурой является одним из условий эффективного учебно-воспитательного процесса в школе для детей с ограниченными зрительными возможностями.

Работу по гигиеническому воспитанию и обучению детей с нарушенным зрением следует проводить не только во время урока, но и после уроков: во время экскурсий, туристических походов, соревнований и пр.

Надо объяснять детям о необходимости остерегаться всего, что может привести к травме, и проводить разъяснительную работу по охране остаточного зрения, соблюдению мер предосторожности на уроках по разделам: легкая атлетика, гимнастика, лыжная подготовка, плавание, подвижные и спортивные игры, туристические походы, спортивные соревнования и т. д.

Во время урока учителю следует постоянно контролировать самочувствие детей. Снижение работоспособности, нарушение координации движений, внимания, нистагм глаз, нечеткая речь являются признаком утомления. Дети становятся вялыми, жалуются на усталость, сонливость, боль в области лба и затылка, неосознанное стремление к отдыху. Эти явления наиболее выражены в конце учебного года.

Травмы при занятиях физической культурой и спортом с детьми с нарушенным зрением следует рассматривать как чрезвычайное происшествие. Как правило, они являются результатом неудов-летворительной профилактики травматизма.

Причины связаны с состоянием мест занятий и одежды занимающихся; со слабой организацией и методикой проведения занятий; несоблюдением требований врачебного контроля; с отсутствием дифференцированного и индивидуального подхода к каждому ребенку, с неправильным поведением ученика при занятиях физическими упражнениями.

Таким образом, создание условий, своевременная помощь детям со зрительной депривацией позволят избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для роста и развития личности каждого ребенка.

Источник: https://aupam.ru/pages/fizkult/ch_mafk/page_19.htm

Умный доктор
Добавить комментарий